До эпохи соцсетей именно выпуск книги был главной вехой внутренней биографии поэта и моментом, определяющим его место в поэтическом сообществе, а устройство этого сообщества и принятые в нем способы коммуникации строились именно вокруг процесса производства, оценки и восприятия поэтических книг.

Проект «Раритеты», осуществляемый совместно Библиотекой поэзии и кафедрой истории новейшей русской литературы РГГУ — это энциклопедия независимого поэтического книгоиздания к. 1980х — н. 2000-х г. г.

В этот период осуществляется постепенный переход от советской литературной культуры, зависимой от государственного регулирования, к новой, постсоветской, рождающейся и становящейся в ситуации складывания рыночной экономики. В этот период современная поэзия становится практически невидима для читателя, тиражи поэтических книг падают до 50 - 100 экземпляров, а сами книги имеют хождение почти исключительно в пределах самого поэтического сообщества, среди своих. Поэзия автономизируется: поэты слушают и читают поэтов. Одновременно эта ситуация способствует самым разным книгоиздательским экспериментам: появляются штучные, нестандартные книги, книги, изданные к определенному литературному вечеру, авторские рукотворные поэтические книги, возникают и закрываются специализированные поэтические издательства, ориентирующиеся на маленькие независимые книжные магазины и литературные салоны. Неудивительно, что даже важные и определяющие для истории поэзии сборники, антологии и альманахи, изданные в этот период, давно стали библиографической редкостью.
площадку для ярких поэтических событий;

ЗАДАЧА ПРОЕКТА «РАРИТЕТЫ» - ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИИ СОВРЕМЕННОГО ПОЭТИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ ВАЖНЫХ ДЛЯ НЕГО КНИГ.

Автор проекта - литературный критик, поэт, руководитель программы "Новейшая русская литература: творческое письмо" (РГГУ) Евгения Вежлян.
Соавтор проекта - поэт, литературный критик, преподаватель РГГУ Денис Ларионов.