Как конкретное понятие или устоявшийся универсальный художественный образ «заброшенное место» не описано. Но мы постоянно встречаемся с т.н. «заброшками» и в жизни, и в искусстве. Помимо постоянных встреч с ними и отсутствия вразумительных определений, можно заметить и следующее. Есть большое количество разрозненных образов заброшенного: заброшенная церковь, заброшенная школа, заброшенный дом, заброшенная деревня, заброшенное поле и др., заброшенное слово (образ, появляющийся в стихотворениях). Все эти заброшенные штуки должны собираться во что-то большее общее заброшенное, собираться в категорию «заброшенного».
Если начать рассматривать «заброшенное» пристально, можно обратить внимание на то, что все заброшки без исключения имеют в себе временной маркер. В предмете/здании/слове будет открытое указание на какие-то до/после. Сама по себе заброшка будет свидетельством «после», но что-то будет давать подсказки на достраивание и приход к «до». Если у вытянутого здания, очень похожего на башенку с такими узкими длинными окнами под тяжестью времени обвалился купол (мы на бессознательном уровне понимаем,что купол тут был), то по этому «после», остатку — стенам, форме окон, форме здания, территории вокруг, мы все еще узнаем церковь. Поймаем как бы ее тень. Сказать, что перед нами церковь будет не совсем правильно, но с точностью почти в 100% заявить, что здесь церковь здесь была раньше, будет можно.
Именно эта несамостоятельность, потребность в достраивающим взгляде (превращение №2, но скорее открытие волшебных способностей) «заброшек» может соблазнять остановиться и посмотреть, остановиться и подумать. А что здесь было раньше? Когда это место оставили? Оно все еще красивое и жуткое. Да, раньше умели строить, стены на века…
Дело сделано, мы-случайные(и не очень)-наблюдатели остановились и внимаем, играем в игру — что-то достраиваем, вкладываем своё и привязываемся. Значит, стоим еще немного.
Тут мы обращаем внимание (такая вот валюта), что месте стало даже каким-то милым или жутким, еще каким-то. Мы даем ему оценку, почти новое имя. Это «заброшенное», оно ничейное = потенциально мое. Я его увидел и я его достроил, я могу подойти ближе. Даже при появление наблюдателя-конкурента можно попробовать заявить, что я увидел вообще-то первый, значит эта «картина» больше моя, чем твоя. Но это будет уже развитие другой темы.
Но еще раз. Почему мы остановились снова или даже подошли ближе? Что еще нас так тянет? Эти «заброшки» несамостоятельные и как бы нейтральные (потенциально мои), а что еще?
В них больше чем одна загадка. Помимо противопоставления до/после, мы видим и другой яркий контраст: искусственное, сделанное человеком/естественное, природное. Эта полуразрушенная, пусть, школа построена человеком (вероятность с инопланетянами здесь пока опускается), его продукт. Она разрушается без его участия, перестаёт быть «школой». В этой необходимости участия человека, можно увидеть сходство между строительством здания и зрительным достраиванием. Сходство не случайное.
А трава? А трава всегда или зелёная или желтая, но трава. Она как будто и правда бессмертна и может адаптироваться даже к искусственному камню и кирпичу. Наброситься на тень здания. На стене школы растёт что-то зелёное. Противопоставление в лоб. Нельзя не засмотреться и прокрутить катушку мысли до «да… а природа вечна».
И еще одна загадка-противопоставление — тленное(смертное)/ вечное(бессмертное). В заброшенных зданиях всегда резко появляются какие-то растения, которые как бы внутри здания и в его границах существовать не могут. Границы здания разрушены и больше не герметичны. Здание утрачивает свои ограничительные свойства. И появляются ошибки, вроде «в здании растёт дерево». Это зрелище редкое, хочется постоять и убедиться: «это что, правда дерево в здании».
Может поэтому мы часто не можем оторвать взгляд