ЧЕМУ-НИБУДЬ И КАК-НИБУДЬ:
как обучиться поэтическому делу самостоятельно
В свете недавней премьеры к/м фильма «Ипостаси», в Библиотеке поэзии состоялся public-talk на тему факультативного поэтического образования. Спикеры высказались о возможностях, способах и методах обучения поэтическому делу вне вузовских стен.

В числе спикеров случилось быть и мне.

Афиша к/м фильма "Ипостаси"
А случилось так потому, что я исполняла главную роль в «Ипостасях». Создавался фильм в рамках образовательного проекта Библиотеки поэзии «Блокнот». Об этом и другом моём опыте поэтического обучения пойдёт речь в этой статье.

Я – человек, который ещё совсем недавно находился в начале творческого пути и до сих пор не завершил становления, поэтому говорить с позиции эксперта не берусь. Здесь не будет подробного перечисления всевозможных ресурсов для обучения, здесь будет лишь подборка тех способов, которые лично мне помогли достичь результатов.

Я представлю живые методы, практикуемые в реальном времени, и описываемые с ученической позиции. Если вы на данный момент находитесь в похожем статусе, то можете сопоставить свой опыт с моим и, возможно, почерпнуть из этой подборки что-то полезное.

Надо сказать, что описанные мной схемы действия с большой долей вероятности подойдут не всем, так как точкой отсчета будет задана барная среда, но не она одна плодит талантливых новичков.

Итак, вы молодой поэт в начале творческого пути.
Писать в стол вам решительно надоело, а значит пора представить свои творения народу в каком-нибудь маленьком баре со сценой. Именно так начинался путь многих талантливых поэтов разных мастей, в том числе и мой.
Бары – среда питательная, если правильно к ней подойти.
Познакомиться поближе с барной культурой вам, пожалуй, действительно стоит. И «других посмотреть» тут даже во многом может быть полезнее, чем «себя показать». Бары – среда питательная, если правильно к ней подойти.

Слушайте других, ищите похожих на себя, отмечайте, что нравится и не нравится. Анализируйте. Это поможет вам хотя бы примерно определиться с вектором дальнейшего развития.
Первые выступления едва ли будут удачными, особенно если сценического опыта у вас нет. Как же помочь делу? Базовые знания можно и нужно получать на уроках актерского мастерства, но для поэта, как мне кажется, решающим и переломным фактором должно стать другое.
Верить в то, что говоришь – рецепт хорошего выступления и установления связи с залом.
Тут мы подбираемся к важнейшему и чуть ли не центральному вопросу всего нашего действа – а как поверить в говоримое?
Сейчас объясню.

Во-первых, если выступление не получилось, не стоить пенять на сами тексты. «Я читал любовную лирику, а если бы читал философскую, как тот мощный поэт выступавший после меня, то всё было бы по-другому» – неверный вывод.

Для сценической поэзии важно не столько то, что ты говоришь, а то как. И я сейчас даже не про подачу – можно быть убедительным, читая спокойным голосом и заглядывая в телефон, а можно кричать со сцены стихи наизусть вызывать у зрителей лишь раздражение. Тут важно другое.

Вот про ту же любовь можно написать совершенно по-разному, правда? Ваша задача – понять, как хотите писать и звучать именно вы. И сейчас я дам пару простых советов, как приблизится к этому пониманию.
Ваша задача – понять, как хотите писать и звучать именно вы.
Итак, если вы – чудесный барный зародыш, который хочет начать верить в собственное слово, то я советую вам присматриваться ко всему непонятному и необычному, что происходит на сцене. Видите выступающего, который творит дичь,
которую не творит никто – вам туда, тянитесь. Если вас при этом вдохновляет то,
что он делает – тянитесь ещё сильнее. Отыщите его паблик ВКонтакте или канал
в Телеграм, проштудируйте всё написанное, попробуйте прикинуть, каков его метод письма.

Будет хорошо, если получится вступить в контакт с этой неземной цивилизацией. Вдохновляйтесь, примеряйте чужие слова на себя и прислушивайтесь. На этом этапе даже прямое подражание не зазорно.

Вы, конечно, не найдете таким образом свой голос, но достаточно будет просто поверить, что он ваш. Такое заимствование голоса у вдохновляющего товарища поможет в первое время встать на ноги. Осознание неправильности происходящего непременно вас посетит, и ваш голос сломается, как и у каждого, кто неизбежно вырастает.
Итак, ныне вы – уверенный барный поэт, чье сообщество ВКонтакте преодолело почётную отметку в 20 подписчиков, и даже Кирилл Марков одобрительно жмёт вам руку на сцене «Стеллажей». Пришло время и о душе́ подумать.
С первыми «барными» успехами ко мне приходило и осознание того, что я упёрлась в потолок и хочу освоения новых пространств. На этом этапе, прежде всего, нужно понять, хотите ли вы, как и я, расти дальше. И если да, то куда.
Многие выступающие остаются на сценах и становятся «эстрадоцентричными» поэтами, приобретая соответствующие творческие ценности и цели. Иные идут по пути «лабораторного» поэтического искусства и становятся поэтами «текстоцентричными».
Разумеется, категории на этом не заканчиваются, но мы возьмём эти две для наглядности.

Мы с вами обсуждаем образование, поэтому, думаю, ясно, какой путь выбрал наш герой-поэт.

Мне в своё время повезло попасть на проект «Блокнот», который запускала Библиотека поэзии. Это был открытый лекторий, где разные преподаватели проводили теоретические и практические занятия раз в неделю по вечерам. Ученикам предлагалось слушать лекции, впитывать теоретическую базу, наращивать вкус, а затем по новым лекалам писать новые тексты. Впоследствии эти тексты разбирались Ростиславом Русаковым на практических занятиях.
Внимание, с этого момента вступает в игру ваше новое пристрастие – поэтические разборы.
Попробовав разборы один раз, вы уже не сможете быть прежним. Вы будете искать их везде, и только они смогут утолить вашу ученическую жажду поэтической крови.

Если отставить шутки, то разборы действительно можно считать одним из самых эффективных способов добиться результата. Хорошо, если вас разбирает человек в разы компетентнее вас самих. Хорошо, если это не просто мнение в одну строку, а подробная выкладка того, где вы были убедительны в своих текстах, а где не очень. Хорошо, если вы слушаете внимательно разборы не только своих текстов, но и текстов других поэтов.

«Блокнот» был и остается идеальным вариантом для новичка. Это достаточно мягкий формат с добротным разбирающим преподавателем. Результат преумножается в разы, если при вас мотивация и открытость новому.
Из открытого лектория, «Блокнот» в какой-то момент превратился в мастерскую, в рамках которой и создавался фильм «Ипостаси» со мной в главной роли. Несомненно, для меня это был ценный опыт, однако рекомендовать его не могу и в данной статье опущу по той простой причине, что он уникален и, как следствие, не релевантен для всех.
Если у вас нет доступа к «Блокноту», или вы хотите смены ракурса, то найти вкусные и сладкие разборы можно в других местах или даже соорудить самостоятельно. Соберитесь с поэтами, которые на одном уровне с вами или чуть выше, устройте семинар. Так однажды сделала поэтесса Гелия Мигулина, и теперь её Дружеский семинар вырос за пределы одного лишь дружеского круга. Туда все ещё можно попасть только по приглашению, и публично семинары не анонсируются, но целеустремленность творит чудеса.

В конце концов, не стоит забывать, что есть разного рода поэтические курсы за деньги. Так что, если вы что-то успели заработать в барах, то можете инвестировать средства в собственное образование. Также стоит упомянуть бесплатные курсы и мастерские, куда можно попасть на конкурсной основе, однако это сложно, если вы нигде не публиковались.

Важно сказать, что разборы, несмотря на всю их увлекательность, не смогут быть эффективными долгое время, если вы не пополняете свою базу знаний и не питаете вкус. Поэтому читайте статьи и книги, поэзию и прозу, философию и историю, ищите мудрости на различных сайтах и платформах, лекциях и литературных вечерах, в журналах и библиотеках, у соратников и экспертов.

Я убеждена, что хороший поэт всегда немного предвосхищает вещи, как бы прощупывает их до того, как они будут совершены и записаны. Но, тем не менее, мы не можем не опираться на уже существующий опыт и не учитывать его.
Пожалуй, это и есть основные инструменты для интенсивного роста с условного нуля. Также можно кратко озвучить дополнительные активности, которые могут дать неплохой толчок.
1
Попытайте счастья в конкурсах (на чемпионате им. Маяковского, например), Вы подтянетесь, конкурируя с другими поэтами и получите широкий опыт, попробовав себя в перформансе, переводе и экспромте.
2
Подайте заявку на какую-нибудь литературную премию. С первого раза, вероятно, ничего не выйдет, вы обозлитесь на весь литпроцесс, но в попытке кому-то что-то доказать набьёте нужные и важные шишки.
3
Найдите соратников и единомышленников. Если вы и правда болеете своим делом, то встретить кого-то с похожей болезнью станет для вас настоящим подарком судьбы. Для поэтов довольно естественно объединяться в какие-то фракции и группировки, попробуйте и вы.
Теперь мы знаем, как мало-мальски обучиться поэтическому делу самостоятельно. Совсем другой вопрос – куда обучение в итоге нас приведёт. И приведёт ли оно к чему-то однозначно правильному хотя бы кого-то из нас.

Впрочем, если вам удастся оригинально ответить хотя бы на один из этих вопросов или сделать так, чтобы они не стояли вовсе, то вполне возможно, что именно вы – тот, кто двинет литературный процесс вперёд.


Стася Дёмина