Оргкомитет Евгения Вежлян (Воробьева) (кафедра истории русской литературы новейшего времени РГГУ) - председатель
Александр Марков (РГГУ)
Анна Нижник (РГГУ)
Денис Ларионов ( РГГУ) - секретарь секционной части
Координаторы и партнеры Юрий Цветков, Культурная инициатива - общая координация
Анна Голубкова (координатор программы круглых столов)
Анастасия Явцева (координатор от Библиотеки поэзии)
Место проведения конференции: Москва, ул. Барболина, 6, Библиотека им. М.Ю. Лермонтова.
Программа секций и круглых столов В начале XXI века поэты представляют свои тексты публике множеством разных способов: через персональные сайты, видеозаписи, чтения на разнообразных площадках, и наконец через социальные сети. Многие из этих практик публичной репрезентации существовали и в досетевую эпоху, но носили предварительный по отношению к бумажным публикациям (например, изданию поэтического авторского сборника) характер. Сегодня их роль в публичной репрезентации современного поэта меняется. Все чаще вопрос о важности и нужности поэтической книги обсуждается, и ответ на него зависит от множества факторов. Новые способы распространения аудиовизуального контента изменили статус авторского чтения, трансформировав роль перформативных поэтических практик и усилив их значимость. Одновременно поэзия осваивает цифровые пространства не только как пространства передачи готового контента, но и как материал, вовлекаемый в творческий процесс. Так появляются разнообразные практики цифровой поэзии. Медийные трансформации поэтических практик меняют порядки взаимодействий внутри поэтических сообществ, способы их иерархизации и характерные для них ритуалы признания. Эти процессы трансформации современных поэтических практик успешно фиксируются и описываются исследователями современной поэзии. Наша конференция - попытка консолидировать усилия исследователей и поэтов по их осмыслению и изучению.
18 февраля Секция 1. Поэтика современной поэзии и медийный поворот
11.00 - 15.00. Ведущий - Денис Ларионов (Москва, РГГУ)
Александр Марков (Москва, РГГУ). Поэт и фейсбук: предварительная типология жанров.
Екатерина Абросимова (Омск, ОмГАУ) Книга стихов Т.Кибирова «На полях "A Shropshire lad"»: интермедиальный аспект. (zoom - участник)
Юрий Орлицкий (Москва, РГГУ). «Сонеты и верлибры» в заглавиях поэтических книг 1980-2020-х гг.
Алексей Масалов (Москва, РГГУ) Carnis et machina. Техноархеология медиума в книге Павла Заруцкого «Единица».
Елена Андреянова (Иваново, Ивановский государственный университет). Субъектно-пространственная организация текстов Н. Сафонова ( zoom-участник)
Сергей Лебедев (Москва, Независимый исследователь). От Иванова к Iванiву:
стихотворный сборник как инструментарий для изучения генезиса и способов репрезентации поэта
Денис Ларионов (Москва, РГГУ). Стихи в фэйсбуке.
Трансляция: Секция №1.
https://vk.com/video-202017067_45623902 Секция 2. Место и влияние социального в современной поэзии
11.00 - 15.00. Ведущая - Евгения Вежлян (Воробьева) (Москва, РГГУ).
Александр Житенев (Воронеж. Воронежский государственный университет). «Несовершенные» (поэтические) тексты как эстетическая реальность. (zoom - участник)
Жозефина фон Цитцевитц (Тромсё, Арктичкеский университет Норвегии). Русская интернет-поэзия и перевод.
Антон Азаренков (НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
(Смоленск, Санкт-Петербург)) "Утром пацана разбудило главное": дискурс "метафизического пацанства" в современной песенной лирике
Анна Гумерова,
Валентина Сергеева (Москва, ИМЛИ РАН). «Проблемы изучения ролевой поэзии по мотивам творчества Дж.Р.Р. Толкина (конец XX – начало XXI вв.).
Ирина Богатырёва (Москва, Независимый исследователь) «И детям интересно, и взрослым не скучно». Как детские поэты читают свои стихи
Виталий Лехциер (Самара, Самарский университет). Ситуативное документирование речи оппонента: эстетические и политические смыслы. (zoom - участник)
Евгения Вежлян (Воробьева) (Москва, РГГУ). Структуры внимания и распределение символической власти в современной поэзии.
Трансляция: Секция №2. https://vk.com/video-202017067_456239017
19 февраля Ссылка для трансляции: https://vk.com/video-202017067_456239028
Секция 3. Поэтические сообщества и их практики
10.30. - 14.30 Ведущая - Евгения Вежлян (Воробьева) (Москва, РГГУ).
Валерий Золотухин (Москва, ШАГИ РАНХиГС). Опосредование памятью: техники слушания литературных звукозаписей в 1920-1970-е гг.
Елена Югай (Москва, ИОН РАНХиГС). Не фейком единым: профессиональная и партиципаторная поэзия в контексте инфодемии весны 2020 года. (zoom - участник)
Анна Голубкова (Москва, Российская государственная детская библиотека). Поэтические чтения в московской литературной программе 2008 года
Юлия Подлубнова (Екатеринбург, УрФУ, ИИиА УрО РАН) Новейшие поэтические серии в пространстве отечественной поэзии
Анна Швец (Москва, МГУ). Скандал и соучастие как типы читательского отклика в поэтической деятельности кубо-футуристов. (zoom - участник)
Анна Нижник (Москва, РГГУ). «Девочка с плеером» идет «по городу пешком»: к вопросу о трансформации рецепции песенных текстов.
Дмитрий Зернов (Университет Лобачевского, Нижний Новгород) «Неухоженный, но все равно симпатичный»: поэты глазами студентов. (zoom - участник)
Круглый стол "Поэтическое книгоиздание: почему мы еще существуем?"
Модерация - Анна Голубкова и Евгения Вежлян
Время: 14.30- 15.50 Участники: Андрей Черкасов (издательский проект "всего ничего"), Игорь Улангин (издательство Free Poetry) (зум), Юлия Подлубнова (издательский проект InВерсия, издательство "Лайвбук"), Наталия Санникова (издательский проект InВерсия) (зум), Дана Курская (издательство "Стеклограф"), Юрий Цветков ("Культурная инициатива"), Виталий Лехциер («Цирк Олимп +TV»), Дмитрий Гасин ("Время").
Поэтическое книгоиздание - это наиболее "проблемная" часть книжного рынка. До недавнего времени считалось, что поэзия - уже в силу своей независимой, элитарной природы находится в сложных отношениях с идеей спроса и предложения и поэтому издание поэтических книг - заведомо убыточно. Книгораспространители не умеют их продавать и поэтому отказываются брать, мотивируя это тем, что "книга не продается". Возможности же поиска потенциальной аудитории поэтической книги практически не исследованы, еще и в силу того, что чаще всего книги практически "вручную" распространяются среди поэтического сообщества. Однако массовый интерес в поэзии в соцсетях может означать, что ситуация меняется и у поэтического книгоиздания могут появиться новые возможности. Или нет? Мы собрали представителей самых разных поэтических издательских проектов, чтобы обсудить этот и другие вопросы:
- Как выживают поэтические издательства в условиях рынка? Возможно ли их существование на прибыль, а не гранты и пожертвования?
- Как складывается портфель поэтического издательства? Возможно ли опубликование книги из "самотека"? Как и кем выстраивается публикаторская стратегия издательств?
- Как бы вы могли описать аудиторию, на которую вы работаете? Попробуйте обрисовать "портрет" вашего среднего читателя.
- Можно ли решить проблемы с распространением поэтических книг?
- Поэтические книги и книжный маркетинг - есть ли у них точки пересечения?
Круглый стол "Поэзия и культуртрегерство: может ли современная поэзия стать популярной?"
Модерация - Юрий Цветков и Евгения Вежлян.
Время: 16.00- 17.30 Участники: Михаил Кукин, Елена Пахомова, Виталий Пуханов, Игорь Сид, Алексей Сосна, Денис Безносов, Людмила Вязмитинова, Евгений Никитин (зум), Дана Курская, Кирилл Марков, Михаил Бордуновский, Анна Орлицкая, Данил Файзов.
Огромную роль в организации современного поэтического процесса играют литературтрегеры, чья роль и функции сформировались в 1990-е годы, когда самой главной задачей было сохранить поэтическое сообщество и выработать новые формы его репрезентации в публичном пространстве. Поэтому роль литературтрегера чаще всего понималась как роль лидера поэтов, от деятельности которого зависит репутация и значимость автора. Между тем, понять эту роль можно и иначе. В других литературных системах это тот, кто знакомит с поэзией тех, кто хочет ее читать, организует присутствие поэзии в широком публичном пространстве. Мы приглашаем вас принять участие в круглом столе, посвященном литературтрегерству и вместе попробовать ответить на вопросы:
- Нужно ли сменить традиционную "сохраняющую" стратегию на стратегию популяризирующую?
- Удержат ли формы "аналогового" присутствия поэта (чтения и вечера, клубы и салоны) свою лидирующую роль в создании поэтической среды или уступят в этом блогам и пабликам?
- Чего не хватает обычному поэтическому вечеру, чтобы собрать публику?
- Какой могла бы "идеальная" площадка для поэтических выступлений?
- Существует ли механизм конвертации популярности у сетевых читателей в повышение экспертной оценки?
20 февраля. YOUNG POETRY 14:00 - 16:00. Тренд-сессия "Digital-поэзия: будущее, которое уже наступило?
Модератор - Настасья Явцева, исследователь digital-поэзии, специалист Библиотеки Поэзии.
Участники: Giovanna Di Rosario (Италия, Финляндия) - PhD, Profesor of Digital Culture, Departament of Design Polytechnic of Milan, Italy; Director of HStudies Research Group Departament of Art, Music and Culture Studies, University of Jyväskylä, Finland.
Илья Мазо — музыкант, поэт, диджитал-арт-художник, создатель группы «ИльяМазо» и арт-проекта «ШХД:Зима», а также участник музыкального содружества Random Drama.
Ростислав Амелин - поэт, digital-художник.
16:00 - 17:00. PechaKucha поэтических кейсов
Модератор - Кирилл Марков, поэт, культуртрегер
Виктория Алексеева, "Made Inside"
Гелия Мигулина, "Поэтический сериал ТЕМА"
Николай Калиниченко, "Кашалот"
Настасья Явцева, поэтическая мастерская СНЕГ
Дмитрий Вагин, "К.А.Ч.: Клуб авторского чтения"