Здесь, конечно, важно остановиться на двух моментах: довольно интересном жанре и не менее интересном содержании. Щепетильность в этом вопросе радует. Совершенно очевидно, что жанра цифровой оперы, в общеизвестном смысле, не существует, и ребята изобретают его: музыка, слова (у каждой оперы есть либретто, а случае с ШХД — это поэма Ильи Мазо), но вместо сценического действия — действие в социальных сетях. Они приходят на смену классической сцене — это осознанно сформулированная парадигма последнего десятилетия, которая в ближайшее время
в искусстве обретет нарочитость и сознательность.
Авторы вот этому всему дают следующее определение: «это цифровая опера, авангардный мультимедийный проект Московского поэта и музыканта Ильи Мазо,
в который входят: книга, короткометражный фильм, музыкальный альбом, коллаборации, музыкальный спектакль, компьютерная игра и кое-что еще».
Чтобы понять, что к чему, мы обратились напрямую к создателю и идеологу проекта Илье Мазо.
«В том виде, в котором ШХД существует сейчас (на сайте), — он оперой не является. "ШХД: Зима", в первоначальном
ее виде, была (и остается) именно оперой, но разработанной под социальные сети. Она принципиально построена по их законам и существует именно в Интернет-среде».
Части оперы выкладывались в масс-медиа в определенном порядке, первым зритель увидел видео «Декабрист». Видео представляет собой код, который работает, несмотря на нарушение его внутренней структуры. В этом автор видит саму функцию искусства — в разрушении (в самом широком понимании этого слова).
Поочередно перед зрителем представали новые части оперы, конечный месседж которой — наши ощущения.
Каждый digital-продукт — поэтическое высказывание, фундамент и ключ
к пониманию которого кроется непосредственно
в тексте.
«Песни, антураж игры, атмосфера фильма — все
строится вокруг
стихов поэмы
и является дополнениями
к ним».
Важным моментом в понимании оперы является то, что сам автор говорит нам: «для меня поэзия — это не текст». И именно это интересно в данном случае: в подлинной digital-поэзии совершенно не обязателен текст в том привычном понимании, которое существует сейчас.
Ярким подтверждением этого является
компьютерная игра «ШХД: Зима». У нее нет особого сюжета, только квартира в хрущевке и зима за окном. Больше ничего. В определенные моменты игры вас может застать голос, но он не несет в себе определенного послания. Он вызывает у вас чувства: страха, непонимания или чего-то своего. Вы можете постараться услышать его еще раз.
Можете попытаться.
В сети бродил слух о существовании «летней версии» игры, но спешим сообщить: да, существует самостоятельный проект разработчика Саши Игнатова под названием «Бытовой подвиг». Увы, несмотря на похожую «карту», он никак не связан с ШХД.
Мы поиграли в обе игры, и с вероятностью 99% можем настаивать на одном весомом отличии: у «Бытового подвига» есть нарратив и определенный сюжет, тогда как «ШХД: Зима» — это выражение чувства и ощущения, что и является основным признаком поэтического произведения.
Крис Функхаузер в своей книге
New Directions in Digital Poetry еще в 2012 году обращался
к фундаментальным для только зарождающейся в России поэтическо-игровой сферы проблемам. Знакомя своих студентов с digital-поэмой Джима Эндрюса «Asteroids», он ставил перед ними один из главных вопросов современного digital-высказывания через компьютерную игру: «Что перед вами? Видеоигра с фрагментированным языком, поданная как поэзия — или поэзия, воплощенная как тип игры без [
свойственной ей по умолчанию — прим авт.] конкурентной структуры?»
Илья Мазо, создатель ШХД, комментирует:
«Там [в игре] нет нарратива, который можно взять и просто сказать, что эта игра вот про
"то-то". Она не про "то-то", она поэтическая, она... Её смысл становится понятен только тогда, когда вы в неё заходите. И вы
не сможете его сформулировать. Это просто некий звон, который звенит у вас внутри».
Именно это, на наш взгляд, отличает данное произведение от других: здесь нет топорной интеграции стихотворений в digital-пространство. В данном случае само это пространство является высказыванием.
«В том виде, в котором ШХД существует сейчас (на сайте), — он оперой не является. "ШХД: Зима", в первоначальном
ее виде, была (и остается) именно оперой, но разработанной под социальные сети. Она принципиально построена по их законам и существует именно в Интернет-среде».