ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ ВЕРЛИБРА

Всеволод Федотов
Если вы хоть немного интересуетесь современной поэзией, то знакомы и с верлибром - свободным стихом. Таким образом писали (в качестве эксперимента) многие поэты Серебряного века, например Блок
Откуда растут ноги у русского верлибра? Кто эти сумасшедшие писавшие не в рифму в СССР?
В советское время верлибр был под негласным запретом: в нем цензура видела прежде всего «пагубное влияние Запада», покушение на святое — рифму и метр. Пожалуй, ни одно явление отечественной стихотворной культуры не порождало столько споров.

Несмотря на это, Советский Союз оставил нам много до сих пор не прочитанной, нелегальной поэзии, «ворованного воздуха», как говорил Мандельштам.

Представляю вам четырех поэтов, писавших крайне необычно в то время. Разные как стороны света. Объединяет их фактурность, узнаваемый стиль и мощная работа со словом.
Иван Ахметьев (1950)

Любая стихотворная речь поднимает говорящего на возвышение: например на табуретку или трибуну. Здесь возвышение маленькое — ступенька... Заметить не так просто. Но можно встать на нее и ощутить живость, элегантность жеста — «прошу прощения / вас и так много/ а тут еще я», «купаться запрещено / но утки / не слушаются» или «я выключил свет / на этом кончился день».

Карен Джангиров (1956)

Составитель и автор идеи первого группового сборника верлибров «Белый квадрат» (1988). С 1991 года находится в эмиграции, живет в Канаде. Резко выступал против практики традиционного стиха. Создаётся впечатление, что для поэтического сообщества, Джангиров — как Волан-де-Морт: тот чье имя не произносят и нигде не упоминают. О нём как и о Ахметьеве можно сказать: краткость — сестра. Точка.


***

Выходя из прошлого,

не забудь погасить

свет.


Арво Метc (1937–1997)

Переводил эстонских поэтов, перенял у них краткость и сдержанность — «Я и сам не знаю / как меня / парня из эстонской глуши, настигла судьба / русского поэта. /...Со всеми /вытекающими последствиями».

Первым сборником верлибров в СССР стала именно книга Метса «Осенние прогулки» (1970). Для времени, когда стихотворение без рифмы и ритма вгоняло редакторов в ступор — это успех. Вероятнее всего поэту-эстонцу прощались его нетрадиционные подходы именно из-за происхождения.

Метс говорил что «каждое значимое слово в свободном стихе является носителем ударения». Он организовал одну из первых дискуссий о русском свободном стихе и всячески популяризировал его.

Всеволод Некрасов (1934–2009)

Некрасову, мастеру авангарда, удавалось из пары слов повторяемых в хитрой последовательности, создавать самобытное лирическое и философское произведение. Для него также было важно как оно выглядит:


Зима

Зима зима

Зима зима зима


Зима зима зима зима

Зима

Зима

Зима


И весна



Всего два слова, а настроение передано. Появляется надежда на лучшее, и веришь, что рано или поздно тоска пройдет. Также видно что автор не южанин, слишком длинная у него зима.



Напоследок пословица на тему:

Тридцать три верлибриста верлибрировали, верлибрировали,

да никак выверлибровать не могли...