ПОЭТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ, ВЫПУСК 2:
Денис Ларионов
В третьем десятилетии 21 века русскоязычная поэзия представляет собой разветвленное множество способов высказывания, порой – диаметрально противоположных. Общей для всех остается особая поэтическая функция языка.

Целью цикла обсуждений "Поэтическая функция" и становится попытка понять, из чего сегодня складывается поэзия как эстетически напряженная сборка субъективности, посредством которой мы познаем мир и себя.

Гостями цикла станут поэты и поэтессы различных эстетических и политических конвенций, чье высказывание посредством поэтической функции расширяет границы познаваемого.

Гость второго выпуска – Денис Ларионов.

Первая часть подборки
НЕ ОТПРАВЛЕНО

Пока ты формулируешь различие между желанием и влечением, я заполнил стейтмент на солидарность и уже сплю.



Твоя речь основана на неприемлемом избытке значений, ну а я совсем другое дело первоначального накопления цепких касаний.



Ты говоришь (опять!) о продуктивности смыслового смещения, а я думаю, что суставу пора вернутся на место.

2016


OVERPOWERED

Опрокинутый в рукопожатия, никогда не хотел

неуверенный голос не рождается в животе

быть слишком живым на липкой нелепой наруже

телом рвущейся от сирены или удара, несущей любой позвоночник

с выворачиваемым кредитным плечом.


***

Растворившись навстречу мусорному туману

проникает в новые цифры, тяжелящие воду

скользкий подросток (не только в смехе сквозь зубы,

но и в сквозных технологиях шага
), холод на языке


сносным призраком приобретает весну

подтаявший лёд, оставляет следы после душа

настойчиво предлагает вину.


***

Памятливый бросок через голову? автостраду? облачный профиль? Солнце?
Слепое стечение времени в пыльное устье, где, ссохшись,
INFANCY,
VANITY,
DESTINY

& DESPERATE NEED из тревожного гула, заполняющего «L' Eau froide» Ассайяса
дремлят, иди к нам? Связки небывших любовей, отголоски сквозят по крысиным углам.

Стеклянный зверинец, набитый хламом,
ворсовым и словесным, кредит погашен.


(шлягер)

1

сначала был Son

y Walkman WM- FX 5

проигрывающий

композиции с не

епредсказуемым

и остановками н

апример ты навс

егда в моих изви

линах
пауза мои

х
пауза пазухах

пауза склерах п

ауза только оск

олки в гостиной

2

две тысячи пяты

й уже портативн

ый Sony NWZ - B183

F вмещающий поч

ти все слова ты н

авсегда на како

е-то время в мои

х почти раствор

ившись в шкваль

ном июле уже и в н

оябрьском поры

ве не навсегда к

ончается сбое

3

когда меня накр

ыло волной прик

основений IPod

touch был уже на

самом дне (это ре

альная история)

беспокойной ре

ки которая ты на

всегда плотнее

сжимая осколок

среды переходи

т в следующий до

военный тот год


***

не знаю Где ты

и кто твои пальцы
по краю по коммунальному коридору
держит навстречу зацветшему
фильмической ряской старому зеркалу
один за другим гибнут

нейроны Зачем ты

в простуженный воздух молчишь
в сшившую ветер
и насморк тряпичную складку
каждая
нить
которой сплетена

в 51-м году Кто ты

и где твое тело было
то опускаясь с потухшим взором
то с пережеванным выдохом
поднимаясь выше и выше
из паноптического

ущелья Когда ты

и почему


ЭКЗАМЕН

Вопрос звучал почему, на ответ отводилось
не более часа.

Кто-то сразу ушел, под назойливый шепот ну что там

из рекреации. Ничего.

Через n-дцать часов флегматичная чайка
летала над головой,
под ногами
плескалась тяжелая бухта,
куда работники ресторана
cливали вчерашнее пиво.

Расслабленный вид. Больше сюда никогда,
так и есть,
резонанс не вернется и не вернулся.


ЭТО РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Несколько дней морочился, грезил скользким побегом, предательством

вообще,

переменой

пассионарной

участи,

сменой

холодной

прошивки,

перелицовкой
неровных краев,

возвращением на то самое место,

где

могла бы,

потерянная,

ответить по существу. Или сопротивляться до последнего атома.

Не вернувшаяся ни поздно, никогда: несколько пыльных вокзальных полосок,

которые ты сейчас зачем-то смахнул.


***

Двадцатого марта они столкнулись на каменной
улице, режущей свой терпкий лед. Еще не было всех
наших слов, как теперь нет и не будет всех ваших
слов. В замедленной съемке слишком живые тела
(как и пристало взведенным в машину весенней тревоги
пленчатым привилегированным образам)
слишком отчаянно расплескались, см. "Молоко" Д. Уолла.

Брызги слетели на длинный асфальт. Первый замер,
как мокрая крыса, скользнувшая в паучью подсобку;
второй услышал нечто среднее между нацистским маршем
и композицией 2RaumWohnung, потом он сказал,
что это был Целан. Молочные сколы впились в ладонь,
улицу перевернули, согласно программе благоустройства.
Тень от события проявляется на рассвете и вновь исчезает.


1969

Поднимаясь по склону, забросил себя
в близкое время, откуда почти не вернулся:
ломкие травы на осциллирующем взгорье,
горизонт сыпится красной июльской пылью,
слабо дождит.

Исторический горизонт, и фокус отброшен
(как в том фильме – прыжок, но без ног,
и как бы в себе – вот этот жест).
Cквозь меня холод на языке, сквозь тебя
целый взвод слез.

Лучше бы этого не было никогда. Лучше
бы этого никогда не случилось, серьезно:
не отношения, а военное положение,
не военное положение, а ожидание
ну когда же ты

скажешь у незнакомого на безымянной
вступив в шумные листья и твердый рис
мне слово модель сверхзвукового, семь
букв, взмывшего в вертикаль самолета
и все такое.
Вторая часть подборки
НЕ МЕНЕЕ ДЕСЯТИ


срезанный дубль на заре автаркии: по дну теплой реки про-
легает жесткая нить, до самой закрытой (уже) больницы.
Здесь (тогда) дети своих родителей, громыхая брелоками и
резиновыми аббревиатурами на ВМК, безнадежно рычат,
надувая слюни, из которых потом выходят бронепластины
и полиэтиленовые пакеты – вросшие в землю ровесники.

Выравнивая по левому краю, слежу как подсушенный выдох
перекатывается через полдень и бесшумно скользит у стены.
Время отстегнуто вспять, насквозь промерзает река. «Не введи нас…
ну хотя бы меня… в этот сухой остаток». В этот (die) Verfremdung.
Кажется, что-то способно вырваться, вспыхнуть, стать больше себя,
но - темнеет и не отдышаться от глупого бега. В памяти трется
Третья часть подборки
надломившись к полудню, на северной стороне. Голова, говорю, надломившись
к полудню, на северной стороне.
Меньше недели до перепродажи легкого скутера. Холодит между ребрами –

ветер сменил направление
– теорема приятеля: борт опрокинется в левостороннюю атмосферу (шоссе? объездной
дороги?)
Обжигает

сетчатку ветер, вызревший на ничьих землях. Нить соленой слюны, прошитой выходным

воздухом.

Песочная крошка в смертной ладони. «Ничего страшного» думает о войне как о работе мышц.


ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЯ

Не справившись с обязательным экзаменом, Пятница 6.5
отправляется в измышленное-настоящее, о котором С.Зонтаг
в книге «Regarding the Pain of Others», изданной в «Ад Маргинем
Пресс» в 2013 году под названием «Смотрим на чужие страдания»,
пишет не как об исключении, но как о норме (в переводе В.Голышева).

На (известную только по фотографиям) войну. Впереди Пятницы
отправляется копия заявления с тройной печатью, две копии паспорта,
справка от психиатра, СНИЛС. Вместе с Пятницей отправляется паспорт,
подлинник заявления с тройной печатью, мыло, пакет раскрошившегося печенья.
Мобильной связью на высоте Безымянной пользоваться запрещено.

Персональная карточка Пятницы выдаётся уже на месте. Первое, что
он видит, когда поезд пробивает незримую стену на въезде – город
в просветах стен, но без стекол (кто цитату узнал, тому выговор).
Насквозь проржавела лопасть, закрепленная в центре пустого двора,
взбивающая дни недели: сегодня, сегодня, сегодня, сегодня, сегодня.

С другой стороны тащится броневик, в который вставлены неопрятные
будущие мертвецы с тупым камнем в сердце (кто понял о ком здесь,
тому подзатыльник
). Дым полностью застилает разлинованный видео-
воздух, об этом Пятница и напишет в мессенджер. Скорей бы завтра,
думает он, пока на другом конце города, упс, кто-то включает пеленг.

Проходит полгода, остановилась планета (кто в курсе, тому пиздец точно).
Издалека доносится отвратительный звук сирены, резонирующий с сигналом
бедствия, исходящим прямо из корковой зоны. «Всю ночь обстреливали»
кричит Пятница. «Всю ночь обстреливали каркас мира» не своим голосом
вопит он, когда его еле живого волочат за шкирку по уцененному льду.


06.07.20

Медленно вызревает испариной вечер окраины; вторник (вчера был

совсем другой день); переворачиваясь под невидимой пленкой

опасений. Когда ты возник – один собирает ансамбль в уме – понимал,

что не устою, не преодолею препятствие. Другой – возгонка спектакулярной

иллюзии там, где рекламный ландшафт мелеет, словно вн твоего бф –

держит даймона во френдзоне, спрашивает, что известно тебе о posttruth.

Да ничего; свет – обратная сторона ночной смены, темно-едкого кашемира,

мне надо идти. Были – казались – сквозными витрины, строчащие

сухожилия, связки, суставы, распутать, рассечь, растянуть. Рас…рас…рас…

Выплести воздух в июле, выбить из колеи холод на языке, выварить речь,

быстро бросить в скользкие вены песок из предместных камней, что тебе

я –

в глубине замороженной стройки, в мусорном кластере на Юго-Востоке?


P.S.

Мы оставались лежать, пока копится долбаный кислород,

переворачивались под невидимой пленкой, до наступления высокого

KPI. С улицы (слева) был слышен смех новых людей, справа

эти же звуки гасились о тишину, взбитую из основательного молчания

и отдельных пауз. Документы слуха. И мы, уставшие документы

времени, которым пора расходить-

ся,
рас
рас
растожде
де
дествля
ля
ля
ляться
рас
рас
распле
ле
ле
летаться
рас
рас
рас
рас


MEDEA FOR EXAMPLE

Что происходит с твоим телом сейчас спросила она надавив на рукоятку
несущее тупое лезвие Gipfel Professional Line купленное на распродаже
во флагманском шопе не задев залегающих в тканях сосудов там где
до этого уже был рубец затвердевший как не совершённая сетка
событий или разворачивающийся короткометражным днём

А сейчас оставив рельефный след бликующий на составленном
из непрочных отрезков холодной Колхиды евроокне но незамеченный
во время плановой диспансеризации среди стертых лодыжек
пятничных варваров по которым безошибочно определялось желание

Ну а сейчас в раскаленном вчера опрокинувшем нас в нитяной
период развития общественных отношений прошивающих предусмотренные
в лицензионной версии нервные препинания избыток движений вал
слов другие изъяны а также облако логарифмических грёз надвигающееся
с сырого фронта плывущее с неожиданной стороны


ВОСПОМИНАНИЕ О КАМЕННОЙ ПЫЛИ

двадцать второе бесплотный укус января говорю
я зацепившись левым зрачком за резкое граффити
на углу какой-то и Первомайской вкопанной в память
где нет перехода но и воздушный узел не получится
завязать

«Какой-то» – любой. Вообще.

на нелепой развилке столкнулись два субъективных
тела наспех обернутых машинной пыльцой быстротающих
выдохов и теперь похоронены здесь под слоем хорошей
дорожной пыли вызывающей переливы тревоги настойчиво
бьющей в нос

Субъективных равно никаких.

кстати граффити было такое работа чуть выше огня
нанесенное черным с серебристым включением
а через условную дробную молнию полюби и меня
черным с красноватым почти незаметным подтеком
ржавчины

Огня и, да, меня. Определенно.

носовое кровотечение останавливается и можно
продолжить движение рядом с пыльным шоссе
вшитое в этот текст рядом с двухчастным полднем
перекатившимся через разметку через предельный
уровень шума через бликующих пешеходов

Вшито движение, а не шоссе вшито.

но еще долго спускается солоноватый
воздух сгустками слов только ближе но осторожнее
а также зачем и еще никогда ну и конечно
совсем невозможно цыкающий скользотой пиздец
медленно вызревает испариной вечер окраины

Никогда почти никогда, это точно.



***

Выдох

сегодняшней речи. «Хочешь» сжимая язычный корень, остывающий крепкой

слюной

на переломленной в конце прошлого века дамбе. Там, где спалились

двое

тинейджеров – взвесь сожженного в протоке пятницы сердца. Да, костный случай,
перемещенный
из утренней пряжи в другую

страту: «В коротком проселке был найден Грушевский, прорастающий
шелестящей кровью. В 1994 году.»

Внимание, с этого момента вступает в игру ваше новое пристрастие – поэтические разборы.